Музей в Хатыни: почему стоит посетить с детьми

Музей в мемориальном комплексе «Хатынь» отличается непривычно скромным количеством экспонатов, но каждый из них оставляет глубокий след в душе. Задумка создателей была в том, чтобы экспозиция воздействовала на сознание и эмоции, вызывая ощущение разрыва внутри. Посетив музей с семьей, могу с уверенностью сказать – это у них получилось.


Первый зал, вопреки ожиданиям, посвящён фактам, не связанным непосредственно с Великой Отечественной войной. В центре зала находится огромный жернов — символ каменного колеса истории. На стенах размещены таблички с указанием веков: XVII, XVIII, XIX… Благодаря аудиогиду вы узнаете о задумке авторов. Беларусь многократно становилась жертвой войн. Наш народ пережил такие ужасы, что удивляет, как мы все ещё существуем как нация. Во время Северной войны погиб каждый третий. Война 1812 года унесла четверть населения. Первую мировую войну пережила пятая часть населения. Жертв Гражданской войны даже не считали. Вторая мировая — снова каждый третий…
Эти сухие статистические данные раньше редко сопоставлялись, но, если задуматься, речь идёт о миллионах жертв. Чтобы подчеркнуть ужасы истории, в напольном покрытии музея сделано углубление в виде изломанной линии, под закалённым стеклом — реалистичная инсталляция, напоминающая струящуюся кровь. Стекло выдерживает вес человека, но, чтобы сделать первый шаг, нужно преодолеть страх провалиться в эту красную реку.

Двигаясь вдоль потока, мы попадаем во второй зал. Перед глазами — разрушенная комната: на полу разбитая посуда и брошенная одежда. Ясно, что люди спешно собирались, хватая лишь самое ценное. Из динамиков, скрытых в стенах, доносятся жуткие звуки бомбёжки. Это реалистичная реконструкция покинутой квартиры в Минске в первые дни войны. На стене напротив — гигантская фотография разрушенных взрывами зданий.

За поворотом в третий зал — скульптура юной подпольщицы, восходящей на эшафот из ящиков. Сверху свисает пеньковая петля, а голова приговорённой гордо поднята вверх. Фигура девушки, выполненная из полупрозрачного материала, напоминает силуэт, случайно высвеченный лучом прожектора в клубах дыма.
Прообразом подпольщицы стала Кима Кламбоцкая. В мае 1942 года она пыталась подорвать немецкий эшелон, но была схвачена и после жестоких пыток повешена на базарной площади.
В стены помещения встроены световые панели с черно-белыми фотографиями. На одной — убитая в Минском гетто девочка, лежащая на спине. На другой — подросток с грязным лицом и волосами, в руках которой лопата: перед расстрелом фашисты заставили её копать себе могилу. Испуганный взгляд, запечатлённый камерой гитлеровского изверга, дошёл до нас через десятилетия. Место, где сделан снимок, пока неизвестно, но известно, что оно находится в Беларуси.

В центре четвертого зала, тёмного и пугающего, стоит обугленный сруб деревенского колодца, который притягивает к себе, словно манит заглянуть внутрь. На стенах, как искры, маленькие фотографии сожжённых карателями людей. В пластиковом контейнере на стене — искорёженная гильза, единственная, найденная в Хатыни, откопанная во время ремонтных работ.

Последние два зала — светлые. В одном из них размещены фотографии почётных гостей мемориального комплекса, литераторов, рассказывавших о Хатыни и геноциде белорусского народа. Здесь также находится интерактивная картотека уничтоженных деревень. Во втором зале под ногами — не кровавая река, а спелые колосья белорусского поля, над которыми свисает огромный белый колокол — символ человеческой памяти.
После музея обязательно стоит побывать у подножия «Непокорённого человека».
Трагическая судьба деревни Хатынь – отнюдь не исключительный случай. Сотни деревень и сел Беларуси постигла схожая участь во время Великой Отечественной войны. И мемориальный комплекс «Хатынь» напоминает о судьбе не только этой деревни, но и всех других, уничтоженных в те страшные годы. Вот почему, как бы ни было тяжело, это место стоит посетить хотя бы раз, особенно с детьми – чтобы не забыть о том, о чем забывать недопустимо.
Рекомендуем





