Растрелянные в лесу: как погибли 14 жителей деревни Каменое Узденского района в 1943-м

В январе 1943 года в лесу у деревни Каменое погибли 14 мирных жителей.
Заканчивается деревенская улица, а за ней справа видны два огромных валуна. Для детей — раздолье. Но в деревне их нет, разве что летом с дачными семьями или в машинах с туристами, которые время от времени приезжают посмотреть на этих немых представителей каменного века.
Вот и еще одна машина с минскими номерами остановилась. Мужчина, листая страницы своего смартфона, объясняет своим спутникам возраст и происхождение камней.
— А цветы здесь есть? – спрашивает девочка лет шести.
— Сейчас посмотрим, раньше здесь росли подснежники, — говорит мужчина и выезжает на дорогу в сторону Низка.
Остановились. Через несколько минут слышат тот же детский голос:
— Папа, а что это?
Скромный памятник посреди леса стал сюрпризом для всех. Подошли, читают: «У студзені 1943 года расстраляны тут нямецка-фашысцкімі захопнікамі Ліхадзіеўскі Франц — 1900 года нараджэння, Марыя — 1904 г., Уладзімір — 1929 г., Марыя — 1931 г., Ніна — 1934 г., Лёдзя — 1940 г., Валянціна — 1942 г.» I тут жа: «Нікановіч Фёдар — 1894 года нараджэння, Стэфка — 1900 года нараджэння, Аляксандр — 1926 г., Міхаіл — 1926 г., Іван — 1930 г., Уладзімір — 1934 г., Анатолій — 1936 г.”
В могиле покоятся останки 14 человек, многие из которых не успели узнать, что такое жизнь. А рядом растут подснежники, поют птицы…
…Январским утром 1943 года немцы и полицаи неожиданно ворвались в деревню Вирково, входившую тогда в Каменковский сельсовет. Семьи Лиходиевских и Никоновичей усаживали на три повозки, ездовыми на которые захватчики назначили Ивана Пармона, Софию Пармон и Виктора Синяковича. Фашисты и их приспешники торопились, так как день был коротким. Евгений Ус, которому тогда было 10 лет, позже рассказывал, что хорошо помнит, как проводили в последний путь Лиходиевских и Никоновичей. Вся деревня жила в жутком страхе.
Дорога Войково—Городок—Каменое—Низок—Бервищи—Узда в то время была живой, и все, кому нужно было попасть в райцентр, ехали по ней. Никто точно не знает, что произошло после того, как подводы проехали Каменое и вошли в лес. Возможно, страх царил над палачами, когда они остановили повозки, согнали людей и начали расстреливать. Среди полицаев оказался житель села Жачково Ярослав Луцевич. Иван Пармон крикнул ему: «Яроша, что ты делаешь, зачем ты губишь нас, ездовых?» Иван Константинович остался жив, он дожил до 1990 года, но никто не записал его точных слов о том, как развивалась трагедия.
Владимир Кашинский, недолгое время работавший в редакции районной газеты, рассказывал, что Евгений Федорович Ус, занимавший когда-то должность председателя Каменковского сельсовета, около 30 лет назад говорил своим близким, друзьям, что сотрудники КГБ неоднократно что-то выясняли у очевидцев той трагедии, подробно все записывали. Вероятно, эти записи до сих пор пылятся где-то в архивах этого учреждения, но не в нашем музее. А в районной книге «Памяти» — только имена погибших. Они были разного возраста, но причина их смерти одна — фашизм.
Были ли связаны с партизанами Лиходиевские и Никоновичи? Сегодня трудно сказать наверняка. Лиходиевский работал лесником, Никонович — простым колхозником. Палачи наводили страх на остальных, расстреливая и невинных людей. Вероятно, поэтому были взяты две семьи: одна с одного конца деревни, другая – с другого.
Ездовых Виктора Синяковича и Софию Пармон родственники похоронили в деревне Песочное…
Рекомендуем




