Конфеты или деньги. Какие подарки белорусы дарят, а о каких мечтают сами
Агентство МАСМИ представило результаты ежегодного опроса, посвящённого новогодним подаркам в Беларуси. Исследование, проведённое в декабре 2025 года, выявило главные тренды в потребительском поведении, гендерные различия и главный парадокс праздника — разрыв между тем, что дарят, и тем, что хотели бы получить сами.
Что дарят и что хотят получить
Согласно данным, белорусы чаще всего дарят на Новый год классические «безопасные» варианты:
- Сладости и деликатесы – 59%
- Игрушки – 43%
- Товары для дома – 37%
Однако в собственных виш-листах респондентов лидируют совершенно другие категории:
- Деньги (36%)
- Путешествия (21%)
- Гаджеты и электроника (18%)

Сладости и сувениры даже не входят в топ-5 желаемых подарков, что является сигналом для дарителей рассмотреть альтернативы, такие как подарочные сертификаты.
Гендерные стратегии: женщины организуют, мужчины инвестируют
Исследование показало чёткое разделение ролей:
- Женщины чаще планируют дарить подарки (87% против 80% у мужчин) и готовят их большее количество (в среднем 6,3 против 5). Они чаще выбирают товары для дома, косметику, одежду и сладости.
- Мужчины выделяют на подарки больший бюджет (475 BYN против 376 BYN у женщин) и чаще дарят дорогие презенты, например, гаджеты (25% против 11%).

Триумф маркетплейсов и рост культуры заботы о себе
2025 год стал переломным для покупки подарков:
- 50% опрошенных заявили, что приобретут большую часть подарков на маркетплейсах (Wildberries, Ozon). Для сравнения, в торговые центры планируют отправиться 21%, в супермаркеты — 12%.
Ещё одним ярким трендом стала забота о себе:
- Ровно половина респондентов планирует сделать подарок самим себе.
- 23% (почти каждый четвёртый) намерены осуществить давнюю мечту.
Финансовый оптимизм и бюджет
Потребительские настроения можно охарактеризовать как оптимистичные:
- Средний бюджет на подарки составил 422 BYN.
- Самые высокие траты планируют молодые люди 25-34 лет — в среднем 540 BYN.
- Почти 40% опрошенных готовы увеличить расходы на подарки по сравнению с прошлым годом.
Выводы
- Топ-3 подарков: сладости, игрушки, товары для дома.
- Топ-3 желаний: деньги, путешествия, гаджеты.
- Главная площадка для покупок: маркетплейсы (50%).
- Лучшее время для покупок: за 2-3 недели до праздника (35%).
Данные основаны на количественном онлайн-опросе 1080 респондентов (мужчины и женщины 18-64 лет, жители городов Беларуси).
Подготовила Дарья Гурбан
Рекомендуем