Меню

Документы свидетельствуют. Юзефа Шейко рассказала о нахождении в концлагере «Озаричи»

документы свидетельствуют

В рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны прокурором Узденского района советником юстиции А. Хоревичем в июне 2021 года был произведен допрос потерпевшей Шейко Юзефы Брониславовны, 1932 года рождения. Жительница нашего города рассказала об обстоятельствах пребывания в концентрационном лагере Озаричи.

Весной 1944 года Ю. Шейко вместе с семьей немецкие оккупанты насильно вывезли из деревни Углы Октябрьского района в лагерь, расположенный в лесу. Позднее она узнала его название – Озаричи. С собой почти ничего не успели взять. В лагере находились под открытым небом около двух недель. Люди постоянно умирали от холода и голода. Воды не давали, ели снег. Из еды лишь один раз подогнали машину и бросали людям маленькие черствые булочки. Остальная еда была лишь та, что успели захватить с собой. Многие заболели тифом. Территория вокруг была заминирована. Одну группу людей, которые первыми убежали из лагеря, на поле расстреляли немцы. За время пребывания в лагере очень много людей умерло от голода и холода.

Вот как рассказывала об этом сама Юзефа Брониславовна. «Была морозная погода, снег. Нам приказали грузиться на машины. Мы собрали кое-какую одежду, бабушка сухарей из хлеба сушила. Мама хотела кидать на машину вещи, но тот, кто говорил по-русски, начал бить ее березовой палкой. Она вскочила на машину только в безрукавке.

Привезли нас: колючая проволока, сосны, снег. Сказали, чтобы огонь не разводили. Братик наломал лапок, разослал. Соседка дала покрывало шерстяное и пальто, они раньше успели забросить свои вещи. На эти лапки сели и накрыли покрывалом головы. За ночь нас снегом присыплет. Там было много людей, от своей кучки нельзя отойти, потому что потом не найдешь. Есть, пить было нечего. Однажды подъехала машина и давай кидать на людей хлеб, такие маленькие булочки. Братик схватил шесть. Поделили этот хлеб и сидим. Больше еды нам не давали. Хотелось пить. В конце лагеря возле проволоки было болотце. Я взяла воды, она грязная была, мы ее не пили, снег кидали в рот.

Недели две мы провели в лагере, а казалось вечность. Возле нас соседка была с дочкой и ее тетка, она умирала, осталась рядышком. И в других местах по лагерю много людей лежало. Умерли от голода и холода. Выкопать какие-то землянки, укрытия в земле не разрешали, да было ли чем их выкопать?

Пришли наши и говорят: кто может идти, идите. Мы разминировали вот такую тропинку, только идите след в след, потому что если ступите в бок, убьет. И мы пошли. Мужчина ступил в сторону и был убит…»

Василий Дубовик, прокурор района

Виктор Соболевский

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59