Один день рядом с контролером «Энергосбыта»
Журналисты знают: репортаж-это информация, сообщение в печати (на радио, телевидении) с места события, происшествия; творческий жанр, при чтении которого обязательно ощущается присутствие автора. В этом материале многое не соответствует такому определению: нет как такового события или происшествия, и журналист провел с героиней публикации определенное время не на ее рабочем месте, а в служебном кабинете. Но контролер Узденского производственного участка Столбцовского межрайонного отделения «Энергосбыт » Ирина Галенчик так интересно и доходчиво рассказывала о своей, на первый взгляд совсем неинтересной для привередливого читателя, профессии, представляющей, как вместе с ней хожу от дома к дому, от квартиры к квартире, встречаюсь с людьми, их жизненными проблемами…
Нас на участке шесть контролеров, – вводит в курс дела Ирина Михайловна. — Я этим делом занимаюсь 13 лет, Таисия Гутковская и Любовь Ксеневич – свыше 20, а Кристина Казьмина пришла в наш коллектив в прошлом году. Но все мы, хоть и расходимся-разъезжаемся ежедневно в разные уголки города и района, – одна команда, объединенная единственной целью, одной задачей. А она такова: как минимум два раза в год посетить на закрепленной территории каждого из 3,5–4 тысяч абонентов – потребителей электроэнергии, сверить показания электросчетчика с фактически оплаченной суммой за такую услугу.
«Территория» И. Галенчик-населенные пункты Неманского сельсовета, часть-Узденского, а также ряд улиц в городе – Первомайская, Комсомольская, Пролетарская, Высоцкого, Специалистов и другие. Так договорились-распределили-чтобы никому обидно не было: что у одной все под боком, можно быстрее выполнить свои обязанности, а у другой и улицы поодаль друг от друга, и деревни разбросаны по разным уголкам Узденщины.
Непростая эта работа. Даже если представить, что контролер дает объявление о том, что такого и такого числа будет обходить определенную улицу или деревню, вряд ли можно было бы гарантировать пребывание хозяев дома: кто – то на работе, другой-в больнице, у родственников. Вот и приходится по несколько раз заходить на одно и то же подворье или в подъезд. Но после неоднократного посещения домовладений представители службы уже более-менее точно изучили, где, когда и кого можно всегда застать дома, а кого и поискать придется.
К тому же, — замечаю – — у определенной части населения всегда было настороженное отношение к представителю любой контролирующей службы. Не все желают встречать дома человека, который, возможно, выявит определенные недостатки, а то и соответствующие экономические санкции предъявит. Были ли в вашей практике случаи недоброжелательных отношений, нежелания допустить к электросчетчику, которые пока в подавляющем большинстве установлены внутри помещения?
Мало таких, да иногда бывает, – рассказывает И. Галенчик. — И это необязательно связано с проблемой последних месяцев-инфекцией коронавируса или боязнью пустить в дом криминального элемента (сейчас темнеет рано, а нам нередко приходится выполнять свои обязанности после официального окончания рабочего дня; у нас же рабочий день продолжается до 20 часов). Мы ходим в фирменной спецодежде, у каждого контролера должны быть при себе удостоверение, бейджик, и домовладельцы обязаны пропускать нас для исполнения служебных обязанностей… Вспоминаю такой случай. В одной из деревень гражданин, дачник, бывший сотрудник правоохранительных органов, встретив меня возле калитки с высоким забором, категорически отказывался пропускать в дом. И через день, через два то же: «Я все регулярно плачу, нечего тут шляться». Объяснила своему руководству ситуацию, в адрес гражданина направили официальное заказное письмо с предложением: если человек не желает пускать контролера в дом, пусть выносит счетчик за пределы домовладения, эта услуга стоит столько и столько. Иначе может быть приостановлена подача электроэнергии. Просил после прощения, и сейчас проблем нет.
- А много ли должников, тех, кто «забывает» или не может, не хочет вовремя рассчитаться за потребленную электроэнергию?
- Примерно десятая часть от всех абонентов. Кто-то попадает в эту когорту случайно (дети подключили бабушке бойлер, потребление электроэнергии значительно увеличилось, а она по-прежнему платит ежемесячно за 50 или 100 киловатт), кто-то действительно испытывает временные экономические трудности. А есть и злостные нарушители. Таких немного. После точной выверки данных таким высылается напоминание о расчете, если не помогает – предупреждение о возможном отключении электроэнергии, а с некоторыми приходится выяснять отношения и в суде.
Случаев кражи электроэнергии немного. Контролеры, заходя в дом, обращают внимание не только на показания счетчика, но и на его состояние: все ли три пломбы на месте, не появились ли хитрецы, которые сделали в счетчике дырку, вставили иглу или, выдавив стекло, пытаются вмешаться в работу счетного аппарата. А кто-то путем накидки проводов на общую электролинию предполагает уменьшить собственное потребление. Но за подобное искусство сейчас такие большие штрафы, что немногие рискуют, подобных случаев в разы меньше, чем было, скажем, лет десять назад.
Кроме встреч с добросовестными плательщиками, есть в работе контролеров и другие приятные моменты. Получил человек из отдаленной деревни инвалидность, появилась льгота в оплате за электроэнергию, а добраться в контору участка в райцентр для ее оформления ни здоровья, ни возможности нет. Или такое: бабушка подарила дом внуку, но договор на электроснабжение не переоформлен. При наличии всех необходимых документов эту процедуру на месте выполнит контролер. А еще он подскажет об условиях оказания учреждением платных услуг: как заменить счетчик (кроме плановой замены через восемь лет), что делать, если случайно во время ремонта сорвано со счетчика пломба, сколько стоит установка счетчика с подсветкой и прочее.
В общем, проще стало работать, – рассказывает мой виртуальный спутник по владениям абонентов. — Раньше же необходимо было показания счетчиков сверять с квитанциями об оплате. Пока бабушка найдет тот билет, много времени тратилось. Теперь же все данные занесены в систему ЕРИП: сегодня человек заплатил-завтра все видно.
Кроме того, началось использование выносных электронных приборов учета. Преимущественно они устанавливаются пока при строительстве, реконструкции домов (районы индивидуальной жилой застройки), в многоэтажных зданиях, при реконструкции воздушных линий электропередачи. Суть нововведения в том, что здесь не нужны контролеры. Первого числа каждого месяца автоматизированная система контроля учета электроэнергии выдает сведения на каждого подключенного абонента. Они поступают в головное предприятие в Столбцах, и теперь ими можно пользоваться даже на кухне, если ваш компьютер подключен к системе.
На участке И. Галенчик такие электроприборы установлены в деревне Ерши, на части улицы Первомайской в райцентре, вблизи РЦГиЭ, в некоторых многоэтажных домах. Да, это недешевое удовольствие, но со временем они полностью заменят обычные счетчики. Пока же, как заверил начальник Узденского участка «Энергосбыт» Андрей Аксенчик, в районе таких модернизированных счетчиков около полутора тысяч.
Иногда возвращаюсь домой поздно, уставшая, и под дождем или снегопадом побыв, но с чувством выполненного долга: поставленная себе самой задача на день выполнена, – подводит итоги — для меня виртуального, а для себя реального – путешествия Ирина Михайловна. — Получаю удовольствие и от того, что работаю в таком прекрасном коллективе. Везет мне и на хороших руководителей, и на доброжелательных коллег. Не помню такого, чтобы от нас кто-то уходил по собственному желанию (разве что на пенсию) или из-за проблем с руководством, сослуживцами. Мы делаем нужное дело.
Виктор СОБОЛЕВСКИЙ