Меню

Как приемным родителям из Антоново удается воспитать счастливыми обездоленных детей

Как приемным родителям из Антоново удается воспитать счастливыми обездоленных детей
Фото: Сергей Шарай

Елена и Дмитрий Алепко жили в Краснополье, на Могилевщине, их знали как мудрых родителей-воспитателей детского дома семейного типа. Дочери исполнилось пять лет, сын был совсем малюткой, когда молодые супруги взяли на попечение обездоленную девочку. Вскоре приютили и обогрели ее двух братьев-подростков, а потом их другу предоставили кров. С тех пор минуло свыше 20 лет. Алепко дорастили до совершеннолетия и продолжают воспитывать 34 ребенка, только уже на Узденщине, под одной крышей с англичанами. Мы отправились в деревню Антоново и познакомились с этой удивительной семьей.

дети

Милые люди и иностранный акцент

За забором огромная территория бывшего УПК. Ухоженный двор, что заметно даже под снежным январским покрывалом. Фасад дома украшен по-новогоднему. На пороге встречает импозантный мужчина лет семидесяти, глаза внимательные, до краев наполнены добротой, радушная улыбка. Приветствовал с ярко выраженным иностранным акцентом. Подумалось сразу, что не туда забрели, а уходить уже не хотелось. А тут и Елена подоспела, добрым, теплым голосом приглашает пройти.

В огромном доме множество комнат и переходов, с непривычки можно и заблудиться. Повсюду еще сохраняется новогодний антураж. Мимо элегантных елок в белом, красном, желтом тонах, необычных фотозон, сказочных композиций на подоконниках хотелось бы пройти без эмоций, да не получится. «У вас прекрасный эстетический вкус!» – «Спасибо, – улыбается Елена. – Мы с детьми к праздникам всегда стремимся украсить наш дом как-нибудь необычно, чтобы самим нравилось, и гостей порадовать. На рынке к интересной фигурке рука так и тянется».

«А можно конфетку?»

Вот и папа Дима подоспел. Пока мы беседуем с супругами в гостиной, жизнь в доме бурлит, не смолкают шаги и голоса. Вошла девочка, поздоровалась и спросила: «Мама, а можно конфетку?» Заглянул и очаровал улыбкой подросток. Все воспитанные, вежливые, и не разберешь, что неродные.

девочки

Сейчас у супругов семеро приемных детей. Старшему Ване недавно исполнилось 16, а его сестричкам Насте, Маше и Кристине – 13, 11 и 7 лет. Они прекрасно ладят с Викой и Настей, которым по 15, и 14-летним Степаном. Все сыты, красиво одеты. Здесь много всяких развлечений: домашний кинотеатр, караоке, бильярдные и теннисные столы, различные настольные игры, спортивные тренажеры. У каждого мобильный телефон. 

мальчики

«Может, возьмем к себе?»

– В этом году у нас жемчужная свадьба. Мне было 18, Диме – 19, когда поженились, – рассказывает Елена. – Он из Могилева, я из Белыничей. Познакомились в подростковом возрасте, когда приезжали к бабушкам в деревню на каникулы. Наши сердца с самого начала бились в унисон. Мечтали иметь много детей и большую дружную семью. У нас с мужем сначала дочь Виктория родилась, спустя пять лет появился Даниил. А потом по состоянию здоровья врачи запретили рожать детей. В Краснополье только переехали, никого не знали. Развивали свой небольшой бизнес, а по субботам наведывались в детский социальный приют с домашними пирожками и сладкими гостинцами. Ребятишки нас ждали. Когда в честь юбилея учреждения организовали концерт, нам посвятили трогательный танец со свечами. И я так пристально вгляделась тогда в грустные глаза худенькой, неказистой, наголо побритой Таси… Не думать об этой 11-летней девочке уже не смогла. Однажды осторожно спросила у мужа: «Может, возьмем ее к себе?» Дмитрий сразу растерялся, а потом свел разговор к типичному для этой темы заключению: детей жалко, но у нас двое своих, и опека – большая ответственность. Возможно, не стали бы возвращаться к этому вопросу, если бы как-то поутру муж не поменял своего мнения. Обрадовалась, но надо еще рассказать свекрови, она была авторитетом для меня. Начала издалека, напомнила, как сильно ее люблю. Женщина насторожилась, услышав про приют. «Лена, хочешь кого-то взять? Так что, у тебя лишней тарелки супа не найдется?» Я рыдала от счастья – это знак свыше.

девочки играют на гитаре

Цепляет за живое

– Вы же потом узнали, что у Таси есть братья…

– Да, 13-летний Алексей и 14-летний Вадим. Отец умер, мать воспитывала их одна, вынуждала таскать из магазина продукты. Насмотревшись телесюжетов из «Жди меня», забрали мальчишек в свою семью, чтобы они с сестрой держались друг за дружку и не потерялись никогда. А у них еще друг Санька, с которым  не разлей вода. Сложный подросток, а для нас не важно, какой ребенок, если он в беде и нуждается в помощи. Так за один год у нас появилось четверо приемных детей. Все находились на учете в КДН. Каждую неделю нас посещал инспектор. Не все давалось легко, но ребята нас уважали, быстро наверстывали в учебе. Мы и впредь брали далеко не идеальных детей. Принимали каждого таким, какой он есть, со всеми особенностями характера и развития, помогали справляться с тяжелейшими психологическими травмами. И прилагали все усилия, чтобы ребенок вырос красивым душой.

С нашими «первенцами» до сих пор поддерживаем очень теплые отношения. Все окончили вузы. Тася – психолог, замужем, подрастает сынок. Вадим – физрук, и у него семья и трое деток. Леша теперь – успешный бизнесмен, благодаря ему мы с Димой уже два раза летали на отдых в Египет, когда наши подопечные разъезжались по санаториям. А третью путевку подарила родная дочь. Биологические дети с теплотой встречали приемных ребят, делились игрушками, личными вещами. Вика с Тасей по сей день лучшие подруги.

– Биологические родители приемных детей вам не мешали?

– Никогда. И не потому, что мы такие одаренные воспитатели. Мало у кого есть отцы, в основном это чужие дяди-сожители. Мы всегда стараемся убедить ребят, что мама хорошая, просто ей вовремя не помогли, когда оступилась или настигли трудности. Нужно понять, простить и отпустить свою боль. Мы приглашаем матерей в гости, устраиваем чаепитие, чтобы они видели доброжелательное отношение к ним. Искренне хотелось, чтобы эти женщины восстанавливались в своих законных правах растить детей, но за всю нашу практику припоминаем всего два, и то не самых идеальных, случая. А наши воспитанники не бросают своих горе-родителей и всячески им помогают.

бильярд

И сами обрели родителей

– Как ваша семья оказалась на Узденщине?

– О переезде даже не помышляли. В Краснополье для нас построили детский дом семейного типа. Быт устроен, огород, породистые куры на подворье. Хлопот много, и с детишками забот добавилось, когда закрыли приют. Всех изъятых из семей детей сразу передавали нам. Однажды ночью привезли сразу четверых, самому маленькому было всего три недели. Малышей после усыновили – как от сердца отрывали. Но однажды состоялась наша судьбоносная встреча с англичанами Эндрю и его женой Аврил. За рубежом у них с одной стороны горы, с другой море, а всем сердцем любят Беларусь. 16 лет назад обустроились в Минске, детей Бог не дал, помогали приемным семьям. Однажды побывали и у нас в гостях. Их впечатлил испеченный мной огромный торт, и всё удивлялись – не понять, где родные, а где приемные дети. Так завязалась наша дружба. Потом они выкупили это здание. Огромная площадь не смутила, у себя на родине жили в четырехэтажном особняке. И нам места здесь хватало, наведывались по выходным. Эндрю, как отец, поддержит, посоветует. Когда у меня начались проблемы со здоровьем, они все же уговорили нас переехать в экологически чистый Узденский район. Здесь поначалу были в статусе опекунской семьи, но уже мы снова — детский дом семейного типа. Места в нашем жилье достаточно, чтобы подарить счастье другим ребятам, которые нуждаются в тепле и ласке.

на кухне

Степка вместо сестры

– Знакомство с нашим краем тоже началось с социального приюта?

– Сюда пригласили на работу мужа, он психолог по образованию. И младшенькой нашей Кристине хотелось обрести сестричку по возрасту. А тут только Степа. Тот самый, который при первой встрече крепко обнял меня и свои конфеты подарил! Я теряю покой, он все время перед глазами, не выходит из головы. Все отговаривают: ворует, из  школы убегает, с девяти лет ночевал в подвалах, с тяжелейшей психологической травмой, а нам бы побыстрее забрать. С Божьей помощью Степа у нас, с сентября не видит ужасов прежней жизни, и уже совсем другой человек, что заметили в школе. На день рождения пригласили его родных. Мама и папа не пришли, только братья: одному – 16, второму – 22. Старший взял под опеку среднего, а младшего побоялся, думал, не справится. Отличные ребята. А Степе было жизненно необходимо меня мамой называть. Он – местный, благодаря ему мы искренне полюбили Узденский район. Этот мальчик заполнил собой какую-то огромную пустоту.

– Как вам удается завоевать непререкаемый авторитет у детей?

– Все строится на доверии. Прежде надо стать для ребят другом. Каждый вечер все собираемся и анализируем, как прошел день, что бы хотелось изменить. Даже если поступил не так – это случилось сегодня, сделали выводы и завтра подобное не повторится. В нашем доме плохого не помнят, никогда не произносят грубых, оскорбительных слов. Мы по-настоящему любим и уважаем друг друга, и умеем просить прощения.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59