Меню

«Я каждый день шел за знаниями 20 км до школы» Как простой парень из Тристенца стал известным ученым-физиком

Про свои школьные и университетские годы, путь в науке и знакомство с А.Н. Севеченко, связь с Узденщиной и планы на будущее рассказал наш земляк, Лауреат Государственной премии Республики Беларусь, доктор физико-математических наук, профессор Евгений Семенович Воропай.

Встречаемся с героем в святая святых – одной из лабораторий корпуса физического факультета БГУ. К слову, данный вуз в этом году отмечает столетний юбилей. Но к физике и университету мы вернемся позже, узнаем, как же все начиналось.

Пешие километры

– В моей деревне школа была всего до 3 класса, а дальше только один вариант – идти в деревню Яченка за 8 километров. Благо, что ходил не один, в компании веселее. Но спустя несколько лет, когда переходил в 8 класс, речь пошла про школу в деревне Озеро. Теперь до места учебы уже 20 км: 4 – до шоссе, 15 –  на грузовике, если повезет, и еще один до самой деревни. Можно было пойти ближе, в Теляково, но туда только пешком все 12 км, – вспоминает Евгений Семенович.

Конечно, такие физические нагрузки каждый день давались непросто, но что делать? Когда тепло, велосипед немного облегчал задачу. В последний год учебы в Озере сделали общежитие, чтобы ученики могли ночевать в течение недели.

– Как раз в этот период у нас образовалась волейбольная команда. Представляете, мы, новички, какие-то деревенские парни, взяли и стали чемпионами района, а потом и на область поехали. Обычно побеждали городские школы, а тут мы появились из ниоткуда и немного взбудоражили всех, – смеется ученый.

В школе юноша успешно справлялся со всеми предметами, но особенно хорошо ему давались физика и математика. В год выпуска впервые за долгое время школу окончили 3 золотых медалиста. И наш герой в их числе!

До первой сессии

Поступать в то время было непросто, очень высокий конкурс, а золотая медаль никакого преимущества не давала. Несмотря ни на что, Евгений Воропай написал сочинение на пятерку и хорошо сдал точные науки. Хотя сам отмечает, что испытание прошел на пределе.

– В семье нашей было четверо детей: я, 2 сестры и брат. Родители в ту пору работали за трудодни, денег совсем мало было, иногда просто зерном за работу платили.  Приходилось собирать и сдавать ягоды, чтобы добраться до университета. В нашей местности были болота и море клюквы. Мы с отцом мешками ее собирали, насыпали в бочки, а зимой продавали, чтобы купить хлеб. Семья была крестьянская, выбиться в город было сложно, но если ты поступил в вуз, то находишься там на законных основаниях. Отец всегда хотел, чтобы у меня было высшее образование, и поддерживал меня, – рассказывает профессор.

О выборе вуза Евгений Семенович долго не думал: сначала сомневался, что потянет уровень БГУ, но в итоге прислушался к совету одноклассницы.

– После деревенской школы в университете было сложно. Я видел разницу в подготовке между мной и городскими ребятами. Конечно, у меня были какие-то способности к точным наукам, но я очень много времени, особенно на первом курсе, просидел за учебой. Сначала на меня смотрели с высока, мол деревенский, а когда я первую сессию всю на отлично сдал, то сразу зауважали, – вспоминает ученый.

Научные тернии

В 1966 году Евгений Семенович окончил Белгосуниверситет, получив квалификацию радиофизика со специализацией радиофизика и электроника, был распределен в аспирантуру Института физики НАНБ. Спустя несколько лет ученого переведут на кафедру общей физики БГУ, и его взаимоотношения с университетом продлятся более 60 лет, за которые он выпустит несколько докторов и более десятка кандидатов наук. Советский физик, один из основателей белорусской школы физики Антон Никифорович Севченко, когда прочитает его диссертацию, скажет: «В эти лазеры твои я не верю. Но диссертация мне нравится».

– Я заведовал кафедрой лазерной физики и спектроскопии 20 лет, и до сих пор продолжаю работать. Пока управлял кафедрой, старался всех к науке приобщать, раскручивать это дело. Сидели в лаборатории и если уходили домой в 8–9 вечера, то, считай, рано. Даже сейчас руковожу тремя проектами по государственной программе научных исследований. А студентов, особенно третьекурсников, помогаю пристраивать на практику, чтобы искали свое направление, свое место, – рассказывает ученый. – Мой внук, кстати, учится на 3 курсе на моем же факультете. Конечно, помогаю ему, стараюсь направить, посоветовать литературу или научного руководителя, но расслабляться не даю. Не в моих правилах! Хочу, чтобы он сам понимал важность того, чем занимается.

Притяжение малой родины

В Тристенце у Евгения Семеновича остался родительски дом, который много лет назад пострадал во время пожара. Вместе с внуком ученый взялся за его восстановление и превратил в полноценный дом для жизни.

– У меня хобби – летом заниматься стройкой. Строительство дома и ремонтные работы – это дело без конца, можно всю жизнь заниматься, поэтому я решил от этого получать удовольствие. И внука к этому приучил, как только каникулы – мы сразу туда. У нас свои темы для общения, своя атмосфера.

Не могу не спросить про научную деятельность.

– Сегодня мы занимаемся разработкой препаратов для фотодинамической терапии онкозаболеваний. Их суть такова: в организм вводится препарат, который накапливается главным образом в опухолевых тканях, мы светим на него лазерным источником, и возникают радикалы, которые, в свою очередь, разрушают находящиеся рядом клетки. Происходит некроз опухолевой ткани. Хоть и называют данную процедуру терапией, но по сути это очень деликатная хирургия.

На вопрос о планах на будущее ученый отвечает просто: если есть силы – трудимся дальше.

– Я уже давно пенсионер, но продолжаю работать, пока есть желание и возможность. Далеко не загадываю, кто знает, может однажды и вернусь на малую родину, – подводит итог Евгений Воропай. – Родные места тянут к себе.

Текст: Елизавета ЛЕЩИНСКАЯ

Фото: архив героя

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59