Меню

Там, где зреют фейхоа, ананас и лимоны. Чем еще увлечен ученый из Дещенки

Там, где зреют фейхоа, ананас и лимоны. Чем еще увлечен ученый из Дещенки
Фото: автора материала и героя публикации

Знакомьтесь: Иван Лукашевич. Арахнолог, младший научный сотрудник Академии наук, автор учебных пособий издательства «Белорусская ассоциация «Конкурс», геймдизайнер и просто педагог. В Дещенской школе гордятся бывшим выпускником. Ее нынешние ученики считают за честь перенимать знания от ученого. Второй год Иван Геннадьевич преподает информатику на малой родине. А дома в Володьках выращивает около трех тысяч экземпляров экзотических растений.

цветок
цветок1

– Вы решили стать сельским учителем. Почему вдруг такой выбор? – интересуюсь у собеседника.

– Лет десять назад вел в родной школе факультатив по биологии. Готовил ребят к олимпиадам, в числе моих учеников был также Илья Лойко. Снова пришел сюда по просьбе дещенского педколлектива – не хватало учителя информатики. Знания и практические навыки в области компьютерных технологий тоже есть, поэтому согласился помочь.

вожатый в лагере
с ученицей

Я педагог уже в третьем поколении и генетически к этому предрасположен. Мама Валентина Ивановна 35 лет преподавала математику в Дещенке. Бабушка в Смолевичском районе с такой же квалификацией всю жизнь отработала в начальных классах. Дед вел уроки истории и географии. В этой среде и мы со старшим братом тянулись к знаниям. Дмитрий более склонен к точным наукам, а я – гуманитарий, проявлял особый интерес к биологии, участвовал в олимпиадах и по информатике. Из школы вышли медалистами, окончили БГУ. Брат –  программист, теперь работает на Яндексе. А я, получив на биологическом факультете специальность арахнолога, изучал паукообразных существ в Академии наук. В 2008 году в связи с сокращениями переключился на разработку компьютерных игр. До этого и потом параллельно с основной работой вел кружок по арахнологии в Республиканском центре экологии и краеведения. На базе «Зубренка» и других лагерей готовил победителей республиканских олимпиад по биологии к участию в международном этапе. Занимался с заочниками в Академии последипломного образования.

После перехода с вузовской кафедры на школьную ничего особо не изменилось. Конечно же, мне мало быть просто учителем. Хочется делиться более свежими и глубокими знаниями. Продолжаю научную деятельность, выращивая различные растения на своем участке. Уже свыше десяти лет, с целью развития интереса школьников к биологии, разрабатываю вопросы и материалы к конкурсу «Синица». Написал более двадцати таких книг, некоторые в соавторстве с Галиной Романовец из Министерства образования.  

– Представляя в воображении отдельных пауков, невольно испытываешь неприятные чувства, и даже страх. И чем таким особенным они заслужили ваше внимание к себе?

паук

– Лет двадцать назад науке было известно около 36 тысяч видов паукообразных. На территории Беларуси обитало около 600 представителей этого класса. Изучало их всего лишь несколько арахнологов, и во всем мире насчитывалось буквально пару сотен таких специалистов. Большой интерес и стремление пополнить эту немногочисленную когорту сподвигли и меня поступить в аспирантуру Академии наук. Пауки – хищники, питаются вредителями, тем самым принося большую пользу сельхозугодьям, на эту тему я как раз писал диссертацию. Чем больше их сконцентрировано на одном поле, тем лучше. Отмечу, что более серьезные научные открытия связаны со значительными финансовыми затратами.

Под влиянием глобального потепления популяция пауков по всему миру увеличивается. И в Беларуси все чаще встречаются южные породы. Многие уже видели паука-осу, с виду точь-в-точь как одноименное насекомое. Довелось с ним познакомиться еще в 2002 году на научной конференции в Венгрии. Лет двадцать назад и у меня дома был террариум, где жило более ста пауков-птицеедов, скорпионы и другие паукообразные. Последний питомец недавно умер от старости.

– Есть что-то общее у биолога и геймдизайнера?

– И тот и другой – исследователи, творческие люди. Арахнологом я по внешним признакам и внутреннему строению определял видовой состав пауков, критерии уникальности каждого представителя класса. А как геймдизайнер разрабатывал концепцию, сеттинг и механику игр. И в этом процессе нельзя повторяться. Каждая компьютерная игра должна не только увлекать, но и обогащать новыми знаниями целевую аудиторию. Для этого нужно исследовать разработки других. Гуманитарии со своим более развитым воображением в этой сфере лучше справляются, нежели технари. А в целом и биологу, и геймдизайнеру нужно обладать пытливым умом, склонностью к анализу, высокой работоспособностью.

– Посоветуйте, как избежать  зависимости от компьютерных игр?

– Обвинять игровую индустрию в подобных проблемах не стоит. Большинство игроков не испытывают зависимости от компьютерных игр благодаря  самоорганизации и ответственности. Рассмотрим ситуацию на примере ножа. Это кухонный предмет, но кто-то использует его как холодное оружие. Так же и с игрой. Играть полезно, это естественная потребность даже животных. В процессе познается мир, приобретаются дополнительные навыки. Только не надо злоупотреблять. Установите себе лимит времени и придерживайтесь этого, составьте список дел и переключайтесь на другие занятия. Каждый родитель должен осуществлять контроль над детьми. Повторюсь: определенные проблемы на данном фоне заключаются в самой личности, а не в игре.

– Как возник интерес к экзотическим растениям?

ананас

– Еще в раннем детстве в комнатных условиях стремился получить урожай мандаринов, но не вышло. Когда учился в начальных классах, родители мне выделили клочок земли, где сажал, что хотел, и проводил свои эксперименты. В студенческую пору совсем на это времени не хватало, но к растениям тянуло. Впечатлял каждый визит в оранжереи Республиканского экологического центра, Центрального ботанического сада, где выращивают десятки сортов лимонов, других цитрусовых и экзотических растений. Кто там бывал, знает, как прекрасно все это выглядит и пахнет. Один из сотрудников экоцентра умел мастерски прививать цитрусовые, на что подвиг и меня. Насеял косточек, но в итоге прививать было нечего… Цели удалось достичь только спустя время. Поставил теплицу, и понеслось. Запасался разной экзотикой на отдыхе, что-то привозили друзья и знакомые, кое-что покупал на Комаровке. В этом процессе уже не остановить. Теперь в коллекции несколько сотен видов цитрусовых и других субтропических растений. Все это выращиваю в Володьках, где построил большой дом. Весь второй этаж утопает в зелени, в планах организовать полноценную оранжерею и вновь завести пауков. Жена тоже биолог, но у нее на первом месте цветы. У каждого свое поле деятельности.  

– Чего в коллекции больше?

лимон

– Цитрусовых, в их числе разные лимоны, пару видов апельсинов, мандарины, а из редких – помело, бергамот. Из Сочи привезли лавровый лист, магнолию, поскольку белорусский климат стал значительно мягче, экспериментируем с выживаемостью лавровишни в наших уличных условиях. Внешне схожая с абрикосом мушмула из влажных субтропических районов Японии тоже зимовала на улице. Достаточно комфортно у нас привитым персикам, абрикосам, нектарину. Физалису овощному лучше на свежем воздухе, варенье из него вкусное. А прихотливому ягодному нужно обеспечить тепличные условия. Урожай небольшой, плоды сушим, отличный десерт к чаю. Полезный и питательный теплолюбивый фрукт тамарилло, но плодоносит на второй год и получить урожай не так просто. В комнатных условиях у нас растут папайя и ананас. Вызревают, но очень кислые, зато ароматные. Можно добавлять в варенье для запаха. А вот плоды домашнего фейхоа намного вкуснее, нежели из Южной Америки. Но для этого нужно качественно обеспечить холодную зимовку.

– Все же непросто в наших условиях выращивать подобные экземпляры.

– Да, это огромный труд, но каждому по силе. Многие раньше здесь невиданные растения достаточно хорошо акклиматизировались. Некоторые даже способны выдержать температуру до минус двенадцати и ниже, если качественно их укрывать и закаливать. У нас хорошо растет жимолость, различные хвойные из умеренных широт. Можно выращивать и получать плоды от некоторых видов субтропических экзотов из Сочи, Японии, частично из Китая. Неплохо приживаются зизифус, азимина или банановое дерево, некоторые сорта хурмы. Но для этого нужно запастись знаниями по агротехнике. Нюансов много. Например, чтобы зацвел ананас, потребуется растительный гормон этилен, который вырабатывается только в естественных условиях произрастания. Для голубики, у которой отсутствует корневая система, понадобится специальный кислый торф и сульфаты. На обычном огороде она не выживет.

– А традиционные огурцы с помидорами сажаете?

– А как же! Только с сортами экспериментируем. Все это ради опыта. Мы разрабатываем методику по уходу за каждым растением.

– Богатых вам урожаев! Спасибо за беседу.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59