Меню

15 октября бриллиантовый юбилей отметили Владимир Викторович и Таиса Ивановна Дубовики

Через шестьдесят лет ветераны труда вспоминают свой путь к совместной жизни, как удается на протяжении десятилетий сохранять семейное тепло. Их дом на окраине Ануфрова всегда радушно встречает детей, внуков, правнуков.
Хозяева присели рядом на диван. Таиса Ивановна — говорила меньше, а Владимир Викторович охотно рассказывал о жизни-бытии. Есть о чем вспомнить ветерану труда, как-никак, 84 года на его жизнеописании. Жена моложе на пять лет, но также немало интересных эпизодов хранит ее память.
Детство без развлечений
Володя родился в Старых Моргах в 1938 году. Самые первые воспоминания — о войне. Отца на фронт не взяли по состоянию здоровья, жил в оккупации с женой, троими детьми. Помнит мальчик, как некоторое время пришлось в землянках от захватчиков прятаться, как где-то в 1943 году стояли несколько недель в их доме три австрийца (тогда они по всей деревне квартировали). Один из незваных гостей приглушенным голосом сообщил хозяину (как-то же нашл общий язык): вот увидите, Гитлеру скоро капут будет. А в июле 1944 года старомарговцы с радостью встречали освободителей. Сами недоедали, на постимнице сидели, а выставили на столах на улице самое лучшее. Да не было времени солдатам за столом сидеть, хотя бы воды, уставшим, попить, и дальше в дорогу: одни-на Узду, часть-в сторону Копыля. А Володя, его сестренки, соседские дети рады были получить из рук красноармейцев конфетку, шоколадку или просто кусочек сахара.
Немного радости было и в первые послевоенные годы. В 1946 году умер отец. Володя четыре года учился в начальной школе в родной деревне, затем еще три ходил в Слободу. На этом закончились и учеба, и детство. Пришлось идти работать. Уже в тринадцать лет стал за плуг, и сначала не за лошадью шел, а за шестью упряженными в пастронки женщинами. Позже на валах пахали, лес для нужд колхоза возили. Хватало и другой работы в полеводческой бригаде, на ферме.
Всего четыре зимы отучилась Таиса. Она родом из недалекого, через лес, Чемеричного. Также не от легкой жизни пришлось рано изведать физическую работу. Таким было оно, послевоенное поколение. Разве что в больших городах дети отдельных чиновников могли себе позволить «роскошь» не работать до окончания средней школы, до армии.
Фермерские будни
Спустя лет сколько не только лошади в Моргах, но и техника появилась. Владимир Дубовик попробовал себя и прицепщиком на тракторе, и вслед за первым в деревне комбайном солому в накопитель трамбовал. А как-то поставили юношу за сеялку, вручную семена с химикатами перемешивать. Такая вонь от той химии стояла, и руки краснели, что через несколько сеансов такой работы заявил бригадиру:”Прости, но больше я такую работу делать не буду, может проживу немного больше».
Стал пасти телочек, быков, подвозить на коне корма. Был рад, когда получил «штатное» назначение-варить картофель для скота на свинарнике. Всего тридцать пять лет отдано работе на фермах. Даже однажды почти год исполнял обязанности заведующего, но потом понял, что с таким, как у него, образованием трудно справляться с новыми обязанностями. «Руководить» односельчанами еще мог бы, а вот разные отчеты, другие бумаги оформлять, отчитываться перед руководством за каждый шаг – это не для него. Лучше выполнять привычные обязанности: уже в шесть часов утра выгнать животное на пастбище, вовремя корма на лошади подвезти. Рабочий день продолжался по двенадцать, а иногда и больше часов. Без выходных, с редкими, на несколько дней, отпусками.
Семейные заботы
Познакомился Владимир с Таисой, когда направили его на работу на ферму в Чемеричное варить картофель для бычков на откорме. Заодно и скот там пас, несколько сотен голов. В октябре 1961 года сыграли скромную свадьбу. Несколько лет жил в примаках. А потом помог случай попасть на прием к чиновнице из Узды, которая в годы войны находилась в Чемеричном в партизанской зоне, знала родителей Таисы. Выделили молодой семье 32 кубометра леса, и через год вырос на окраине деревни Ануфрово домик, в котором и сейчас живут.
Некоторое время, свыше десяти лет, работали Дубовики на одной ферме, помогая друг другу: и служебные дела быстрее завершить, и домашнее хозяйство устраивать. А дома ждала своя «ферма » — лошадь, две коровы, три свиньи, сорок гусей, индюки, куры. Подрастали, помогали в домашних делах дети-дочери Татьяна и Галина, сын Владимир. Малышами брали их с собой на коровник или свинарник, а позже они, вернувшись из школы, пасли, кормили своих коров, свиней, птицу.
— Кажется, недавно все это было, — вспоминает Таиса Ивановна. — Быстро пролетели годы. Хоть и тяжелее жилось, да как-то веселее. Идем компанией на работу или на машине на сенокос или на свеклу едем — поем, и женщины, и мужчины. Тогда в тех же 17 домах, что и сегодня, в Ануфрове много людей жило, по пятеро детей было в семьях Яди Малашевич, Валентины Вечикановой, Ади Барнацкой, Лимы Никонович. А теперь вот зимовать только 13 человек остается…
Песня — хороший помощник
О дружбе с песней рассказывает и Владимир Викторович:
— Пас коров, как молодой еще был, — на душе как-то красиво, и песня сама просится. Тогда же телевизора еще не было, только радио. Что от старших сельчан услышу, запомню, что не запомню-сам добавлю. А голос хороший был. Кто-то подсказал культработникам, стали в художественную самодеятельность приглашать. А потом-кто бы мог подумать! — и в районный Дом культуры позвали. Сначала голова закружилась от гордости петь перед городской публикой, еще молодой был, неженатый. Но сходил несколько раз в Узду (автобусы не ходили каждый день), на работу однажды чуть не опоздал, на том и закончилась моя артистическая карьера.
А дружба с песней продолжается и сегодня. Под настроение, замечает хозяйка, выполняя домашние дела, иногда запоет. Вспомнили, как провожали внука в армию. «Спой, дедушка!»- хором попросили. И затянул Владимир Викторович знакомую с детства » Вспомни, мама дорогая, провожала ты меня”, а затем “в Чистом поле”, другие мелодии. Некоторые гости плакали.
Когда годы — достояние
— Разное было в нашей шестидесятилетней жизни, — задумчиво говорит хозяин. — Много чего было и хорошего, и плохого. Пришлось и голод познать, и непосильный труд. А потом, в 90 — е годы, когда развалился Союз, другая оборотка вышла – зарабатывали с женой неплохо, а купить было нечего. Но это уже мелочи по сравнению с тем, что наши родители пережили – войну. Нам же теперь грех на жизнь жаловаться. Пенсию хорошую заработали, детей, внуков вырастили, всего хватает, только бы здоровье было. Вместе вот посидим, посмеемся, вспоминая прошлое. Слава богу, немало прожили. Как-то вспомнил: из восьми моих сверстников в Старых Моргах я один в живых остался. Так чего обижаться…
Текст: Виктор Соболевский Фото Сергея Шарая

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59