Меню

Закулисье Дома культуры: как создаются костюмы для артистов и кто это делает

В подготовленных ее руками костюмах выступают на сценах учреждений культуры пятилетние “Пчелки” и награжденные престижными наградами участники народного коллектива “Сборная суббота”. Сгибается в поклоне под аплодисменты юная «принцесса“ в шикарном убранстве и лихо выстукивают каблуками танцоры ”Лявонихи». Успех маленьких самодеятельных и зрелых профессиональных мастеров сцены разделяет единственный в районе владелец профессии “костюмер” Людмила Андрухович.

На пути к профессии

Родилась Люда и первые десять с хвостиком лет прожила в Карелии, хотя и является коренной белорусской. В конце пятидесятых годов прошлого века ее мать Галина Викторовна (родом из деревни Слобода нашего района) и отец Михаил Иосифович из Столбцов поехали на север в поисках романтики и за большими, как обещала тогдашняя пропаганда, деньгами. Но ни в поселковом магазине, где женщина работала продавцом, ни в леспромхозе, где крановщиком-отец, тех хваленых зарплат не видели. Поэтому в 1972 году семья возвращается на родину.

Людмила окончила среднюю школу в Узде. Отвезла документы для поступления в институт народного хозяйства, да на вступительных экзаменах не повезло — совсем немного не хватило баллов для зачисления в ВУЗ. «Ничего, — рассуждала девушка, — за год подучусь, подготовлюсь как следует и повторю попытку». А пока согласилась на предложение матери заняться швейным делом. Почему бы и нет, подумала, иголку с ниткой с малых лет в руках держать научилась.

Своей швейной машинки не было, вручную кроила и сшивала простенькие блузки, юбки. После в школе на уроках труда кое-какие навыки приобрела. Мать взяла в райкомбинате бытового обслуживания направление на курсы в Молодечненский Учебно-курсовой комбинат. Через несколько месяцев Людмила возвращается домой с красным дипломом.

И рабочая закалка, и шлифовка мастерство

Комбинату бытового обслуживания Людмила Михайловна отдала более четверти века. В 1979 году ее принимают в бригаду по пошиву мужской одежды. Конечно же, волновалась сначала. Одно дело сшить платьице для куклы или что-то для себя. А тут приходит солидный дядя и просит сшить костюм, да так, чтобы не было стыдно в такой обновке и в коллективе показаться, и в Минск поехать. Но ведь рядом были признаны мастера-профессионалы: бригадир Тамара Березка, ее непосредственная учительница София Волчецкая, закройщик Константин Дубовик, швеи Тамара Никонович, Владимир Дубовик, чуть позже пришла Ирина Усс. Сначала новичку давали простенькие заказы, с которыми она успешно справлялась. Затем и наравне со всеми стала работать над выполнением планов.

А заказов было много. За месяц бригада из пяти-семи человек шила по 50—60 мужских пальто, до 40 костюмов, куртки, мужчины — дубленки, не говоря уже о мелком ремонте. Отдельно работали бригады по пошиву женских платьев и нарядов, детской одежды, массовых изделий — в отдельные периоды до 30 представительниц такой профессии были заняты в ателье, еще несколько — в сельских комплексных приемных пунктах. В распоряжении швей, закройщиков были современные машинки Подольского производства, оверлоки. На складе — рулоны ткани, запас иголок, ниток, фурнитуры.

В такой вот возвышенно-дружественной атмосфере через год Людмила и забыла, что планировала раньше поступать на учебу. Нравились и работа, и коллектив. Вышла замуж за строителя Владимира Андруховича, родились две дочери.

Но пришли нелегкие для бытовиков времена. Все меньше становилось заказов (люди чаще приобретали готовую одежду), да и материальное положение ухудшилось. Людей стали сокращать, переводить на трехдневный график. В 2005 году Людмила Михайловна принимает предложение тогдашнего заведующего отделом культуры Марины Шитиковой перейти на должность костюмера при РДК.

Костюмы и для «Пчелок», и для «Дожинок»

Ее привели в тесноватую, еще в старых стенах прежнего Дома культуры, комнатку, где хранились сотни детских и взрослых сценических костюмов, и сказали: «Вот это сейчас твое хозяйство! Все должно быть в рабочем состоянии, в любое время может быть востребовано”. Она сначала растерялась. Непросто будет запомнить, где костюмы для танцев, где — для театральных постановок, что для белорусского танца пригодится, а что — для русского или украинского.


При ДК существовало около десяти танцевальных, театральных кружков, секций, и для каждого коллектива на протяжении нескольких лет создавался запас сценических костюмов. Только у «Сборной субботы» были три комплекта. Накануне очередного массового выступления на сцене одновременно необходимо было привести «в полную боевую готовность» около пятидесяти костюмов, платья, другую одежду-все должно быть чистым, отутюженным, каждая пуговица, застежка, шнурок на своем месте. Стирали одежду сами артисты или их родители, этот процесс надолго затягивался, ведь только в новом Дворце культуры появилась стиральная машина.

Зная о прежней профессии и мастерства Людмилы Андрухович, администрация Дома культуры стала привлекать ее и к созданию новых костюмов. Из ее подсказки пришли к выводу, что сшить самостоятельно платье или сарафанчик будет в разы дешевле, чем приобрести готовый эксклюзивный набор. Да и на месте проще подогнать под определенного артиста — юного или взрослого. Поэтому вскоре к должности костюмера добавилась полставки мастера по пошиву одежды.

— Обычно процесс создания обновок для сцены происходит таким образом, — рассказывает Людмила Михайловна. — Кто-то из администрации культучреждения вместе с хореографом по цветам и в соответствии с имеющейся финансовой суммой приобретает рулон ткани, ленту, другие элементы. Они же рассказывают мне, что хотели бы увидеть в итоге — примерный образец, размеры. А я потом осматриваю наши старые запасы (еще до меня было принято решение ничего не списывать, иногда хоть лоскуток или маленькую тасемочку можно еще куда-то добавить, использовать.) «Вырастает» группа с определенного возраста, ей на смену приходят другие. Что-то приносят родители, что-то покупаем дополнительно у частников, что-то берем из гуманитарки (разумеется, не самое старье). Работает моя фантазия, в качестве подсказки что-то одалживаю и с афиш знаменитых сценических коллективов.


Есть работы, над которыми работается с особым удовольствием. В 2017 году, например, с любовью подготовила комплект одежды для участников областного праздника «Слуцкие пояса», где использовала и сотканные Светланой Щербач пояса. Позже придумала и сшила десять платьев для наших артистов, которые выступали на “Дожинках”. За эти работы мастерицу отметили дипломами областного управления культуры. Гордостью Людмилы Андрухович можно считать и отделку одного из вариантов костюмов для “Сборной субботы”, и оригинальные идеи для сценической одежды юных танцоров.

Сегодня костюмерная комната Дома культуры и по размерам, и по количеству сохраняемых здесь единиц в несколько раз превосходит тот, который приняла Л. Андрухович более 16 лет назад. Есть в этом и ее значительный вклад.


Текст: Виктор Соболевский

Фото: Сергей Шарай

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59