Валерий Блинохватов и зимой купается не в бассейне, а в речке
19 января, в православный праздник Крещения, в городах и деревнях люди приходят к водоемам, чтобы понаблюдать, как смельчаки окунаются в лунку или еще не покрытую льдом воду. Даже наблюдать за таким действом непривычно.
Впервые увидел подобное лет двадцать назад, когда после экскурсии по Жировичскому монастырю группу журналистов подвезли к огороженной обычными листами шифера купели. Было это, кажется, в феврале. Кто-то брал ту живительную воду с собой, кто-то наблюдал за несколькими отчаянными гражданами, принимавшими водные процедуры.
Не бойтесь, это совсем не страшно, — подбадривала остальных женщина средних лет. — Я уже лет двадцать этим занимаюсь, в любую погоду. И ни разу не болела. Это так здорово, полученного заряда бодрости на несколько дней хватает.
Позже познакомился с зимним плаванием в Узде. Здешние «моржи» делают это не только 19 января. Это их стиль жизни.
Житель деревни Зеньковичи Валерий Блинохватов, когда учился в Горецкой сельхозакадемии, впервые зимой вместе с друзьями переплыл реку Проня, приток Днепра, что уже освободилась ото льда. А вообще с суровой стихией связана немалая часть его жизни. После школы поступил в мореходную школу в Баку, после ее окончания служил на Северном флоте, в том числе и на атомной подводной лодке.
После учебы в Академии свыше десяти лет работал на различных должностях в агропромышленном комплексе республики (на заслуженный отдых ушел пять лет назад с должности главного экономиста акционерного общества “Узденский”). На протяжении десяти лет закалялся характер Валерия Алексеевича, во время работы вахтовым методом в Якутии. С короткими перерывами на несколько месяцев, а то и на год-полтора отправлялся он в Сибирский центр золотодобычи — город Мирный. Сам самородки не отыскивал (работал на строительных, других работах) и богатства на всю оставшуюся жизнь не приобрел, но, признается, черную икру ложками кушать приходилось.
Не пугали Валерия и его товарищей ни сорокаградусные морозы, ни север, ни обливание ледяной водой утром. Этим привычкам никогда не изменял и после окончательного возвращения в Зеньковичи. Физическую форму поддерживает постоянно — в оборудованном возле дома мини-спортивном зале, на школьном стадионе. И — на речке. До Уздянки всего несколько сотен метров.
Сначала спускаемся с горки по расчищенной трактором дороге, затем — по проложенной лопатой среди сугробов тропе к оборудованному перилами входу в воду. Валерий втыкает в снег ладную палочку, которая становится вешалкой для одежды. Всего два-три градуса мороза, ветра почти нет — самая благоприятная для купания погода. Надевает резиновую, как для бассейна, шапочку. Шаг, второй — и без предварительного опрыскивания (так некоторые делают для привыкания организма к изменению температуры) окунается в январскую воду. На минуту опускается под воду с головой, потом отплывает от берега на три-пять метров — чувствуется, ритуал для него привычен.
Зимы здесь в последнее время мягкие, — рассказывает Валерий Алексеевич, — поэтому речка часто вообще не замерзает, вырубать лунку не надо. А раньше обычно приходил сюда в октябре, ноябре, до 28 декабря (День рождения у сына), а затем на месяц-другой делал перерыв, пока лед не уйдет. Все же больше нравится хоть метр-другой проплыть, чем просто присесть-окунуться в лунке.
- «Одиноким волкам» приходится так вот моржевать, есть ли друзья-соратники?
На это место я один прихожу, а вообще любители зимнего купания есть. К своей купели подходят Виктор Герасимович из Зенькович, Василий Трухан, животновод из Чурилова. Это кого я знаю. В Узде также многие закаляются…
Виктор СОБОЛЕВСКИЙ