Меню

Педагоги района обсудили во сколько лет идти в школу, пять или шесть дней в неделю должно быть учебных

Учиться с шести или семи лет, пять или шесть дней в неделю, какие названия учебных заведений оставить, сколько учеников должно быть в классе, или быть частному детскому саду приравненным к государственному — эти и другие проблемы образования обсуждали педагоги. 

10 марта в музее Кондрата Крапивы Узденской СШ №2, которая носит его имя, педагоги обсуждали проект Закона “О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь”Об образовании». В мероприятии приняли участие депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Людмила Нижевич, председатель районного Совета депутатов Игорь Петрович, начальник управления по образованию, спорту и туризму райисполкома Елена Иоргачева, директоры и специалисты городских учреждений образования. 

Л. Нижевич сделала краткий отчет о своей работе в высшем законодательном органе страны (а это и работа в профильной депутатской комиссии, и встречи с избирателями в округе, и международные контакты, и непосредственно принятие законов на сессиях), а затем озвучила основную тему своего очередного визита на Узденщину — услышать на месте мнения педагогов о предполагаемых изменениях в Кодексе “Об образовании”. Назвав главные предложения, Людмила Ивановна обратилась к присутствующим:-

Это основной для вас документ, вам с ним жить, работать. Высказывайте свои мнения, пожелания, с чем согласны, а что, возможно, не поспособствует плодотворной работе. Все ваши замечания (а подобные встречи проходят во всех регионах страны) будут переданы в Постоянную комиссию по образованию, а затем вынесены на общую сессию. Закон предполагается принять в окончательном варианте до конца этого года. 

И началась дискуссия: с аргументацией мнений, оспариванием точек зрения оппонентов. Смело высказывали свои мысли как опытные педагоги-организаторы, руководители учреждений, так и молодые специалисты. Каждая из озвученных тем достойна подробного рассмотрения, поэтому в этой статье только конспективно обозначим, что больше всего волнует педагогов Узденщины. 

Предполагаемое всеобщее среднее образование (сейчас обязательным является базовое). А как быть, скажем, отчисленным из лицея учащимся с девятиклассным образованием? Без документа о среднем образовании, согласно существующему законодательству, и многодетная мама не сможет пользоваться некоторыми привилегиями. 

Обязательная шестидневная учебная неделя не только для старшеклассников, но и учеников 5—9-х классов. Здесь мысли разделились. Одни утверждают, что школьные программы и так перегружены, дети, как и взрослые, должны иметь два выходных дня в неделю, чаще бывать с семьей; другие — когда же учиться, если не в таком возрасте. 

Закрепить начало получения образования с шести лет. Пока мысль значительной части, если не большинства, родителей, бабушек такова: есть вундеркинды, которые и в пять лет все схватывают, но все же и с семи лет будет достаточно времени, чтобы освоить школьные программы. 

Очередная оптимизация учреждений образования. В частности, могут исчезнуть “учебно-производственный комплекс” (а в нашем районе таких шесть), “ясли”, “ясли-сад” и прочее. Сколько таких реорганизаций-переименований было за последние два десятилетия, сколько новых названий появлялось (и немалые финансовые затраты на смену вывесок, уставных документов, печатей, бланков). И теперь почти не заметить существенной разницы между обычной школой и гимназией, а кодекс, другие нормативные документы как следует не отрегулировали это и другие спорные вопросы. 

Наполняемость классов. Нужно ли вообще регулировать этот вопрос? Раньше были два-три параллельных класса по 20—25 учеников, сегодня демографическая ситуация такова, что в сельской местности в одном классе всего три-пять человек. А что будет через пять, десять лет? Разумеется, и учителю, и детям работать легче, если классы не переполнены… 

Разрозненность терминов, понятий. В одной статье законопроекта речь идет об образовательном процессе, во второй — об учебно-воспитательном, в третьей — образовательно-воспитательном и т.д. А главное — не видно общенациональной идеи, смысла школьного, высшего образования. После войны несколько десятилетий восстанавливали разрушенное в годы лихолетья, в начале 90-х годов строили после распада СССР независимую Республику Беларусь. А сегодня? На каких принципах вести воспитательную работу среди молодежи, воспитывать патриотизм? 

Больший упор на трудовое обучение. В СССР студентами высших учебных заведений становились единицы из класса, а сегодня почти все проходят через вузы, пусть и на платной основе, а в учреждениях среднего специального образования недобор на рабочие профессии. «Способствуют» этому и многие заложенные в школьные программы санитарные нормы и правила, которые, например, не позволяют ученику до 14 лет поднять ведро с картошкой. Вот где нужны реформы! 

Предложение с места: обязать родителей защищать детей от вредного влияния интернет-ресурсов. Какие сайты и блоги они “изучают » дома, какие задачи с помощью смартфонов решают на школьных уроках? И в эту же тему мнение педагогов со стажем: исключить из школьных учебных программ различные «квесты”, «тренды» и другие термины иноязычного происхождения, аналогов которым хватает и в русском, белорусском языках. Но тут же контраргумент оппонентов: запретом ничего не решить, от прогресса не спрячешься. 

Говорили и о целевой подготовке специалистов, сетевой форме взаимодействия между учреждениями образования, возможностях трудоустройства молодых инвалидов, получении образования на дому, за рубежом, о возможности финансирования из бюджета негосударственных учреждений образования, других актуальных темах.

Виктор СОБОЛЕВСКИЙ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59