Меню

История одной печати, или о том, какие тайны хранит музейный экспонат

А попала печать в музей случайно. Житель деревни Бервищи Леонид Корыба работал в собственном огороде. Неожиданно из-под лопаты вывалилась небольшая жестянка темноватого цвета. Кто-то другой мог бы и не присматриваться, выбросить вещь как ненужную и продолжать работать. А этот сельчанин, заметив едва видимые от времени буквы, посчитал, что предмет может иметь определенную ценность, и пожаловал с ней в Историко-краеведческий музей. Было это в 1987 году.

– С помощью специалистов удалось выяснить – рассказывает директор музея Тамара Лухверчик – что находка является печатью сборщика налогов, и принадлежала она человеку, служившему в конце XVIII-начале XIX века в Краснинском сельском обществе. На значительной части территории современной Беларуси, в том числе и на Узденщине, располагались владения пана Красинского.

Совокупность многочисленных платежей в панскую казну была широко распространена при феодализме. И помогали пополнять ими барские запасы именно сборщики налогов.
Хотя был это один из низших чинов сельской полиции, его владельцу выдавался специальный «документ» – бронзовая печать размером 20 на 25 миллиметров. Она давала разрешение на ревизию домовладений и – в случае отказа крестьянина поделиться с хозяином заработанным – на изъятие определенной части имущества. Говоря современным языком, сборщик налогов-это работник таможни или, еще ближе, судебный пристав, или налоговый инспектор. А в народе, среди малоземельных, беднейших слоев населения за такой должностью закрепилось неофициальное название» обманщик » – то есть пришедший правдами и неправдами сделать бедного еще беднее, а богатое – богаче.

На территории Узденщины были крепостными почти все крестьяне, которые служили у разных господ и должны были выполнять за пользование землей различные феодальные повинности. Они работали на барской земле по три дня в неделю» с чем укажут « – косили сено, ездили на своих лошадях и подводах» куда пригодится » барину. Кроме того, ежегодно должны были платить с волоки 50 грошей, давать одну бочку ржи, две бочки овса, воз сена, одного гуся, две курицы, двадцать яиц.

Печать сборщика налогов подтолкнула меня к мысли поинтересоваться тем, как жили обитатели нынешней территории Узденщины, скажем, в середине XIX века. Об этом с помощью архивных, музейных документов рассказала Тамара Лухверчик.

– Интересно отметить, что в 1840-х годах во всем Игуменском уезде государственных земель было 55 484 десятины (меньше, чем у Завишей). Барской-около 822 тысяч десятин. Крестьянские пахотные наделы составляли от 10 до 14 десятин. Выгонами и пастбищем крестьяне пользовались вместе с помещиком (так называемые земли общего пользования – сервитуты). За землю крестьяне отбывали различные повинности, среди которых главные – крепостничество (барщина) и угоны, так называемые толоки и насилия. С полного крестьянского надела (10-15 десятин) нужно было отработать в течение года 3 дня в неделю с подводой (мужская барщина) и 2 дня работы без лошади. А вот крестьяне деревень, которые относились к фольварку Каменка, выполняли по 2 дня конного и 2 пешего крепостничества. Дополнительной работы в пору жатвы, пахоты, сенокоса, другой барской потребности от всего крестьянского населения нужно было отдать по 12 пеших дней в год с каждой души трудового возраста.

Кроме того, за дополнительные услуги (пользование водоемами для купания, водопоя, собирание валежника для топлива в лесу барина, за строительные материалы в случае необходимости, за проезд по дорогам через земли помещика, за пользование мостами и прочее) крестьяне должны были выполнять дополнительные повинности на помещика. К этому относились работы по строительству и ремонту дорог, мостов, плотин и мельниц, а также постройка хозяйственных помещений в фольварках. С каждого крестьянского двора требовалось по 12 дней в год строительных работ, в том числе по 6 дней с лошадью и пеших. Следующая повинность-вывозить к местам сбыта сельскохозяйственные продукты из поместья помещика. Каждый тягловый двор должен был ездить в год 30 дней с поклажей в 620 Пудов, на расстояние за день 20 верст (без учета обратного пути). Были и работы во дворе владельца: мужчины должны были колоть дрова, жечь печи, носить воду для скота и в жилище, выбрасывать навоз из конюшни и ферм и прочее, женщины сажали, поливали и пололи огород, наблюдали за птицей, по очереди доили помещичьих коров. Кроме того, мужчины по очереди караулили ночью двор и хозпостройки помещика. Женщины (с каждого двора по 8 дней в год) пряли Кужель, ткали полотно и сукно. Дневные задания были довольно высоки.

Каждый двор должен был, кроме перечисленного выше, ежегодно давать на барский двор дань натурой: 10 яиц, 2 курицы, половина гуся, капу (60 штук) сухих грибов, фунт невадовых нитей, гарнец меда, по 2 кварты ягод, по мешку орехов.

– Кроме работы на помещика, – завершает перечень повинностей Тамара Петровна – платежей и естественного оброка каждый крестьянский двор должен был заготовить в лесу для обогрева Барских построек по 20 ольховых колод, доставить их к реке Уздянке и весной сплавить в экономию. Деревенские кузнецы за право заниматься своим ремеслом должны были отработать в год 30 дней без оплаты на помещика. В имении имелась суконная фабрика, для работы на которой пан собирал из многодетных семей подростков, а также сирот и беспризорных, которых учили и которые работали без оплаты «пока приспособятся получать обеспечение». На этой фабрике трудились 30 рабочих, главным образом подростки и крестьянские ребята. В 1850 году на фабрике было произведено сукна более чем на 18 тысяч рублей. Сукно частично шло на продажу, частично использовалось на нужды владельца фабрики.

Вот такие упоминания вызвала и к такому экскурсу в историю подтолкнула увиденная в стенах музея печать сборщика налогов.

Текст: Виктор Соболевский

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59