Меню

Как сохраняются меры профилактики коронавируса в торговых точках и других общественных местах

16 ноября Минским облисполкомом (вслед за другими регионами страны) принято решение об обязательном соблюдении массочного режима. Это обусловлено необходимостью введения мер профилактики дальнейшего распространения коронавирусной инфекции и касается в первую очередь объектов торговли, общественного питания, транспорта. Безусловно — и каждого из нас. Вместе с помощником врача-гигиениста РЦГиЭ Еленой Рудаковской мы посетили несколько таких объектов в райцентре и поинтересовались, как там выполняется решение.

Ситуацию с соблюдением санитарного режима мы контролируем постоянно, — объясняет Елена Иосифовна. — Всем субъектам хозяйствования раздали информационно-нормативные материалы, в дополнение к ранее полученным я вот и сегодня передаю упомянутое выше решение облисполкома и конкретные рекомендации, разработанные санитарной службой.

Таким образом, сейчас ношение масок в общественных местах обязательно. Об этом напоминают посетителям плакаты, листовки, указатели, вывешенные буквально во всех местах, где мы побывали. И подавляющее большинство людей придерживается этих мер предосторожности. Но вот замечаем в магазине “Кумпячок” пожилую женщину без маски. На вопрос, почему не заботится о своем здоровье и тех, кто рядом, ведь именно люди почтенного возраста наиболее подвержены воздействию вируса, пенсионерка только махнула рукой и поспешила покинуть магазин.

Заходим в магазин “Радуга”, одну из крупных торговых точек района. Многое здесь сделано по профилактике инфекции: наличие наглядной агитации и антисептиков, продавцы работают в масках, есть разметка на полу перед кассами, выкладка многих товаров осуществляется в расфасованном виде. Но есть и недостатки. Предусмотрены и работают раздвижные входные двери-купе, но в тот день (среда) по технической неисправности они не открывались, люди заходили через обычные, к которым прикасаются десятки покупателей, и многие из них руки не обрабатывают. Кондитерские, хлебобулочные изделия расфасованы в пакеты, и только горка белого формового хлеба “Малышок” лежит без фасовки. Наверное, нашлись те, кто без перчаток попробовал буханку на свежесть. Один продавец в отделе, где реализовывают салаты на развес, работала в маске, но без головного убора.

В магазине “Дом — Сад — Огород” в помещении “Сити-центра” обращаем внимание на затертые полоски — разметку на полу. Это, к сожалению, упущение администрации многих торговых точек: как нарисовали такую разметку в начале первой волны инфекции, больше к этому делу и не возвращались.

Магазин «Копеечка«. Техработник магазина обрабатывает специальным раствором верх и стенки столика-тумбы, примыкающей к кассе. Перед входом в торговый зал женщина тщательно, пожалуй, минуту протирает руки жидкостью из бутылочки, что выставлена рядом. Представитель санитарной службы обращает внимание продавцов на то, что это должен быть именно препарат с вирулицидным эффектом (который уничтожает микробы).

Сохраняются меры предосторожности в ритуальном магазине «Жывена» и расположенном рядом магазине бытовой химии и отделе “Рыболов”. Продавцам напомнили, что в соответствии с новой инструкцией необходимо наличие на каждом торговом месте масок (одноразового пользования) с расчетом, чтобы их хватило для замены через каждые два часа работы. Если в магазине, скажем, два продавца и они работают в течение восьми часов, то с утра такой запас должен составлять не менее восьми штук. То же и с антисептиком — его должно хватить на два месяца непрерывной работы.

Не было замечаний к сотрудникам аптеки — где же, как не здесь, должен храниться идеальный санитарный порядок.

В кафе «Сити» обедали два человека. Сотрудники точки общепита сообщили, что группами сейчас редко сюда заходят. В выходные устраиваются свадьбы, юбилейные вечеринки. Все необходимое для соблюдения режима безопасности имеется и применяется. Если есть заявки на одновременное посещение нескольких коллективов в один день, их рассаживают поодаль друг от друга.

В небольших по площади частных магазинах «Смак» и «Микс«, что напротив райбольницы, сохраняются все нормы предостережения, даже есть умывальники с холодной и горячей водой. Но чаще здесь только антисептиком руки обрабатывают. В «Миксе» доступ к крану с водой ограничивал мешок с картошкой. Пока делали об этом замечание продавцу, агрессивно настроенный молодой человек, который только что зашел, буркнул: «Покупайте что надо, не мешайте мне!”

С грубостью, неадекватным поведением отдельных покупателей встречаются продавцы «Евроопта». Многие посетители на замечание торгового работника надеть маску не реагируют или отвечают хамством, мол, нет такого закона, чтобы обязывали меня в маске ходить. Отвечают ему, что по всей стране введен массочный режим, есть решение облисполкома, которым предписано посещение общественных мест (в том числе и магазинов) обязательно в маске. «Покажите такой документ!» И не волнует такого «смельчака», что, говоря языком юристов,”незнание закона не освобождает от ответственности за его невыполнение».

Кстати, об ответственности. Что предусмотрено в случае несоблюдения норм профилактики коронавируса?

При выявлении подобных случаев, — поясняет Е. Рудаковская, — в отношении руководителей и работников торговли, иных общественных учреждений, организаций вступает в силу статья 16.8 Кодекса об административных правонарушениях, в соответствии с которой за несоблюдение санитарных норм и правил предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 30 базовых величин.

В отношении покупателей, посетителей пока законодательство окончательно не отрегулировано. В некоторые заведения без масок не допускают (о чем и вывески при входе предупреждают) или не обслуживают, в большинстве — предлагают тут же или поблизости (подскажут адрес) приобрести маску. Но вряд ли мы победим вирус, если кто-то будет добросовестно выполнять предписания медиков и других служб, а кто-то — рисковать и подвергать опасности себя и других.

Виктор СОБОЛЕВСКИЙ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59