Меню

Какая реклама не приносит никакой пользы, а портит настроение

Без рекламы трудно представить современную жизнь. Она сопровождает нас повсеместно: попадает в почтовый ящик, публикуется в газетах, транслируется по радио и телевидению, помещается на придорожных щитах и клочке бумаги на столбе или стене дома, звучит в телефонной трубке и кочует по интернет-пространству. Вместе с давно известными способами ее распространения активно вторгаются в нашу жизнь и новейшие: билборд, световое табло и др.

Можно бесконечно рассуждать о пользе и вреде рекламной продукции. Хотя и регламентируется рекламная деятельность соответствующими законодательными актами, жизнь вносит свои коррективы, которые нередко опережают юридическое урегулирование той или иной ситуации. Например, на заключительной сессии Совета Республики в декабре прошлого года сенаторы одобрили проект Закона «Об изменении законов по вопросам рекламы», одним из пунктов которого предусматривается обязанность рекламодателя и рекламораспространителя прекратить доставку в почтовый ящик рекламы по первому требованию ее владельца. Я (!) должен писать заявление, чтобы в мой ящик не попадал рекламный мусор (а таких бумажек за месяц с десяток забрасывают), а не тот, кто ее распространяет, спрашивает у меня разрешения?

Но сегодня речь о другом. Про наружную рекламу. Об облепленных примитивными рекламными сведениями двери, стены домов, столбы, заборы. Не украшают эти хлопья райцентр, сельские населенные пункты. Приклеенные обычным клеем или обмотанные в несколько слоев скотчем, на белой и цветной бумаге, они портят вид дома, улицы, города.

В последнее время стали появляться и более масштабные по размерам, формам и способам распространения виды рекламной деятельности: соответствующие витрины, световые коробы (бегущая строка), объемистые одно — и двусторонние рекламные щиты, эффектные вывески, рекламные окна, билборды и прочее. Что из этого перечня соответствует законодательству? Перед тем как размещать подобные рекламные средства, советуем внимательно перечитать Закон О рекламе и постановление Совмина. Подробную информацию о формах и способах размещения наружной рекламной продукции можно найти и на сайте районного исполнительного комитета. В обновленном решении райисполкома от 17 ноября 2020 года №2220 четко распределены полномочия государственных органов, ответственных за работу с рекламой.

Алгоритм действий физического или юридического лица, решившего разместить наружную рекламу, прост: определиться, является ли это продукция рекламной, и обратиться в службу “Одно окно”. После заинтересованные службы (архитектурно-планировочное бюро, архитектор, отдел экономики, финансовый отдел, юридический сектор, РОВД, заместитель председателя райисполкома по ЖКХ и строительству) оформят соответствующую административную процедуру — паспорт на объект рекламы, привяжут его к конкретной местности, запланированной под размещение, определят стоимость. Все это будет закреплено в договоре на размещение рекламы.

Не требуется разрешение на следующие виды рекламной продукции, — объясняет начальник отдела экономики райисполкома Наталья Козел. — Это обычные вывески, зонты, навесы, тенты, роллеты, ограждения, используемые при работе мелкорозничной торговой сети (кафе, палатки, киоски); витрины торговых объектов (без информации о скидках); плакатницы и другие выносные конструкции с площадью до одного квадратного метра; средства наружной рекламы на рынках, ярмарках, аттракционах, на зданиях придорожного сервиса; технические средства на автозаправочных станциях и с информацией о юридических лицах, ведущих лесное хозяйство в Государственном лесном фонде. При этом вывески должны иметь площадь не более 5,5 кв. м, содержать информацию только на русском или белорусском языках. Требуются согласование и плата за размещение рекламной продукции в витринах, если там есть информация о скидках, об игорных заведениях и азартных играх, об алкогольных, слабоалкогольных напитках, пиве, табачных изделиях.

Стоимость наружной рекламы зависит от различных факторов: размера щита или вывески, места их расположения (центр города, его окраина, сельский населенный пункт, расстояние от дорог), односторонний это щит или двусторонний, другое. Если здание имеет один вход, Единая вывеска с обязательной информацией (название учреждения, ее реквизиты, график работы, номер лицензии) не будет считаться рекламной, а вот вторая, с дополнительными сведениями, — будет. К рекламе относится и вывеска с иностранными словами, перевод которых не идентичен русским (белорусским) аналогам. Имеет значение и то, каким образом вывеска прикреплена к зданию. Стоимость паспорта на размещение рекламной продукции рассчитывается на месяц, а ее владелец сам принимает решение, на какой срок ее размещать, и осуществляет плату. Если же он решает прекратить действие рекламы (например, в связи с сезонными работами), обязан самостоятельно демонтировать щит или заменить его содержание на социальную рекламу.

За последнее десятилетие стены многих многоэтажных домов в нашем городе украсили огромные плакаты на полотняной основе. Здесь можно увидеть и величественные фотографии наших земляков, и живописные уголки принеманской природы, и социальную рекламу. Если все это со вкусом оформлено — превосходно. Вот только многие горожане высказывают претензии, что подавляющее большинство такой социальной рекламы — эмчеэсовской тематики. Бывает, что о пожарах и других опасных ситуациях «кричат» стены трех-пяти расположенных рядом домов или даже по несколько торцов одного дома. Да, очень важно, что Министерство по чрезвычайным ситуациям стремится донести до каждого правила пожарной безопасности, но ведь есть в районе и другие темы, проблемы, информация, достойные подобного рекламирования.

Много нюансов в рекламной деятельности. Об определенных изменениях регулярно информируют Министерство антимонопольного регулирования и торговли, другие ведомства. Важно, чтобы тех, кто производит и предлагает рекламный продукт, и тех, кто им пользуется, объединяло стремление иметь взаимную пользу, а не только собственные интересы, чтобы реклама, кроме смысловой нагрузки, выполняла и эстетическую функцию.

Виктор СОБОЛЕВСКИЙ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59